Версия сайта
для слабовидящих

«Как влияет «грамматическое несовершенство» речи детей с общим недоразвитием речи на овладение письмом и чтением?»

  пт., 13.10.2023

Дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с ОНР происходит отставание в становлении этих процессов. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте постараться исправить ошибки в устной речи детей.

У детей в 1 классе могут возникать трудности при овладении письмом и чтением. Например,ребенок читает текст механически, а смысл прочитанного не понимает; ребенок записывает слова, при этом пропускает слоги или заменяет буквы, использует неправильные окончания. Если такие ошибки носят стойкий характер (это означает, что родители и учитель объясняют ребенку правила, он их понимает, но, когда пишет, снова возникают одни и те же ошибки), то есть  дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения). В таком случае родителям следует обратиться к логопеду.

Дети с общим недоразвитием речи находятся в группе риска к возникновению дисграфии, дислексии. С чем это связано? Письменная речь является более сложным процессом, чем устная речь. Она требует высокого уровня сформированности: восприятия звуков речи, произношения,моторики, лексики, и в том числе грамматического строя. Из-за того, что дети испытывают трудности в устной речи, письменная речь может вызывать у них еще большие сложности.

Какие могут возникнуть ошибки в письменной речи? Искажения структуры слова, замена суффиксов (например, козлята – козлёнки); изменение падежных окончаний (много деревов); нарушение предложных конструкций (над столом - столом); изменение падежа местоимений (около него – около ним); числа существительных (дети бежит); трудности конструирования сложных предложений (Потому мама купила новую кружку, что старую разбила), пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении (Под ёлкой вырос красивый гриб и большой). Только ежедневно занимаясь дома, сотрудничая с учителем-логопедом,можно достичь эффективного результата.

Помните, письменная речь тесно связана с устной!

Учитель - логопед: Любовь Станиславовна Хомякова.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: