Версия сайта
для слабовидящих

Игры, игровые упражнения для обучения детей дошкольного возраста правильному употреблению предлогов

  пн., 17.04.2023

Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени Т.В. Синицкая

 

«Маленькое слово»

Цель: дать детям понятие о значении предлога на в речи.

Оборудование. кубики, стул, стол.

Описание игры. Взрослый приглашает одного из детей и даёт ему задание: «положи кубик на стол. (ребёнок выполняет задание.) Положи кубик…стул. (ребёнок не выполнил задания). Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, так как я пропустила маленькое, но очень важное слова. Дети, догадайтесь, какое слово я потеряла». – «На». 

 «Кто на чём поедет?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «на»

Оборудование. предметные картинки из лото «Транспорт»

Описание игры. Взрослый раздаёт детям картинки с изображением различных видов транспорта. Дети берут в руки картинки и отвечают на вопросы логопеда: «На чём ты поедешь», выделяя голосом «на».

Образец ответа: Я поеду на машине…

 «Что где растёт?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «на»

Оборудование. предметные картинки из лото «Овощи и фрукты»

Описание игры. Ведущий начинает фразу, дети её заканчивают и повторяют целиком.

Ромашки растут на … (лугу)

Орехи растут на… (дереве)

Яблоки растут на … (клумбе).

Морковь растёт на … (грядке)

 «Где карандаш?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «в» и «на»

Оборудование. карандаш.

Описание игры. Ведущий говорит детям: «Я буду убирать карандаш, а вы мне будете отвечать одним словом – в или на.

Ведущий убирает карандаш в карман. Дети внимательно смотрят и говорят: «в». Ведущий кладёт карандаш на стол. Дети говорят: «на»

  «Поможем Незнайке»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «в» и «на в предложении»

Оборудование. Незнайка

Описание игры. Взрослый обращается к детям: «ребята, к нам в гости пришёл Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, всё ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку». Взрослый читает предложения, составленные Незнайкой: «Цветы стоят на вазе». – «Неправильно! Цветы стоят в вазе». – «Какие слова перепутал Незнайка?» - «на» и «в».

«Маша с мамой идут на кино». – «Неправильно! Маша с мамой идут в кино». – Какие слова перепутал Незнайка?» - «в» и «на». Аналогично проводится работа с другими предложениями.

 «Выполни действие»

Цель: учить детей составлять распространённые предложения с использованием предлогов: на, в

Оборудование. игрушки

Описание игры. Ведущий тихо, чтобы не слышали остальные, даёт задание одному ребёнку. Дети строят свой ответ в виде распространённого предложения: «Что сделал Саша?» - «Саша положил кубики в корзину». – «Что сделала Соня?» - «Соня положила куклу на кровать».

 «Угадай, что изменилось?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами «в», «на», «под».

Оборудование. игрушки

Описание игры.

Ведущий назначает ребёнка, который должен определить изменения в расположении игрушек, размещённых на столе. Важно, чтобы дети предварительно внимательно посмотрели, как размещены игрушки: кубик был на столе, а теперь под столом: домик стоял посередине стола, а теперь – под столом. Число, состав, положение предметов следует разнообразить.

Образец ответа: Кубик стоит на столе. Кубик стоит под столом. Можно играть без предметов: дети будут менять свои места в комнате.

«Транспорт»»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами- «в»«на».

Оборудование. лото «Транспорт».

Описание игры. Взрослый рассказывает о том, что люди используют разные средства передвижения, и раздаёт большие карты: на одной нарисовано – море, на другой – улица, на третьей – небо, на четвёртой – рельсы, на пятой – шоссе. На маленьких карточках изображены: самолёт, вертолёт, автомобиль, велосипед. Играющие по очереди подбирают средства передвижения в соответствии с содержанием карты.

Образец ответа: Мне нужен катер. Он плавает в море.

 «Кто где живёт?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «в».

Оборудование. Предметные картинки с изображением животных.

Описание игры. Ведущий одну за другой показывает детям картинки и спрашивает: «Кто это?» - «Собака». – «Где живёт собака?» - «Собака живёт в конуре». – «Где живёт белка?» _ «Белка живёт в дупле».

«Села птичка на окошко»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «на».

Оборудование. Вырезанная из картона птичка.

Описание игры. Дети сидят на стульях. Ведущий держит птичку у окна и произносит всем знакомое четверостишье:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай,

Улетает птичка…Ай!

Дети внимательно следят за птицей. Ведущий спрашивает: «Куда села птичка?» Дети полным предложением: «Птичка села на стол» (на пол, на шкаф)

 «Скажи, куда мы положили»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «на», «за», «под»

Оборудование. Игрушки, мелкие предметы.

Описание игры. Один ребёнок выходит из комнаты. Остальные дети прячут игрушки (предметы). По сигналу ребёнок возвращается в комнату и ищет предмет. Когда он отыщет предмет, он говорит, где он находился. Играющие договариваются, что будут вначале подсказывать, куда положили предмет: Мяч под..., мяч за…

 «Дополни»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами- «в», «на», «с», «из», «под» и различать их.

Оборудование. Избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка (реквизиты и игрушки кукольного театра)

Описание игры. Дети сначала называют предметы. Ведущий расставляет их на столе: посередине избушка, перед нею садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает коротенькую историю, а дети при этом договаривают предложения, начатые ведущим, с помощью вопросов: «Дед вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала её кошка, прыгнула (за кем?) за птичкой (куда? На дерево. Но птичка улетела и села (куда?) на крышу избушки. Кошка полезла за нею, но птичка улетела. Вышла откуда?) из избушки бабушка, и дедушка её обо всём рассказал. Бабушка рассердилась (на кого?) на кошку, прогнала её (куда?) на чердак ловить мышей. Потом бабушка (с кем?) с дедушкой пошли.

Успехов в изучении предлогов!


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: