При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Дети, у которых не сформированы навыки звукового анализа и синтеза воспринимают слово, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимают сторону фонематическую, т.е. последовательность звуков его составляющих. Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Одновременно с этим дети не в состоянии из ряда звуков составить слово.
Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Чтобы развить это восприятие, родителям следует играть с ребенком в следующие игры:
«Повтори за мной»
Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребенок повторяет (м-м-мыло, маш-ш-ш-ина, дом-м-м). Необходимо, чтобы ребенок научился выделять звук при произнесении слова.
«Найди место звука в слове»
Чтобы ребенку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите ее на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую Вы будете передвигать вместе с ребенком по дорожке. Определитесь, место какого звука, и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (с-с-санки, поднос-с-с). Если звук слышится вначале слова, то фишка остается в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.
«Назови первый звук в слове»
Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет первый звук в слове и бросает мяч взрослому.
«Назови слово на заданный звук»
Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.
«Угадай слово»
Все слова рассыпались на звуки. Взрослый называет отдельные звуки, а ребенок составляет из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка, Р-А-К – рак.
«Общий звук»
Взрослый называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.
«Лови звук»
Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.)
«Разбросай слово»
Взрослый предлагает ребенку самому разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…
Помните, только при систематическом выполнении дидактических игр ребенок легко научится определять, какой звук Вы подчеркнули, произнося слово; он сам сможет сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подберет слова на заданный звук, определит место звука в слове. В ваших силах помочь ребенку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением.
Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребенку успешно учиться в школе!