|
Массаж языка зубной щеткойсб., 20.10.2018Жайворонок Оксана Борисовна учитель-логопед
Логопедический массаж - это активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию и профилактику различных речевых расстройств. Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков. Массаж мышц речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков. Обычно предполагают, что проводиться такой массаж будет исключительно специалистом. Но овладеть самостоятельно, в домашних условиях приемами массажа языка зубной щеткой могут и родители. Они просты, но, между тем, довольно эффективны. Включение их в структуру ежедневных домашних заданий поможет существенно сократить период коррекционного воздействия. Для массажа, проводимого в домашних условиях, рекомендуется использовать зубную щетку с подушечкой для чистки языка. Зубную щетку можно заменить на массажер для языка - «языкочистку», который продается в некоторых аптеках. Массаж должен выполняться перед проведением артикуляционной гимнастики в течение 4-6 минут. Оборудование: индивидуальная зубная щетка, салфетка для фиксации языка Ребенка усадить, попросить, чтобы он положил широкий расслабленный язык на нижнюю губу (взрослый салфеткой удерживает кончик языка ребенка).
Тыльной стороной щетки водить от середины языка к кончику
Щеткой водить по направлениям от центра к периферии (не задевать корень языка!)
Сначала водить щеткой по длине языка, потом по боковым краям языка от центра к периферии
Водить щеткой горизонтальными линиями слева направо
Зигзагообразные движения щеткой по поверхности языка от корня к кончику
Водить щеткой горизонтальными линиями справа налево
Поколачивать по языку щетинкой щетки
Поколачивать по языку тыльной стороной щетки
Тыльной стороной щетки водить кругообразными движениями по часовой стрелке
«Осенняя сказка» Проснулся Язычок, потянулся (упражнение № 1). Выглянул Язычок в окошко – солнышко светит! (упражнение № 2) Под окном росла елочка, с пушистыми ветвями (упражнение № 3). Вдруг подул сильный ветер, и елочка наклонилась вправо (упражнение № 4). Видит Язычок дым идет из печной трубы (упражнение № 5). Вдруг ветерок подул влево, и елочка наклонилась влево (упражнение № 6). Солнышко спряталось за тучку, и пошел сильный дождь (упражнение № 7). Падают на землю осенние листики (упражнение № 8). Дождь идет, и под окном разлилась большая лужа (упражнение № 9).
«Зимняя сказка» Проснулся Язычок и нежится в постельке (упражнение № 1). Выглянул Язычок в окошко – снег идет (упражнение № 7). Вышел Язычок на прогулку, а на улице ветер дует (упражнение № 4). Видит Язычок дым идёт из печной трубы (упражнение № 5). Вдруг ветерок подул влево, и дым наклонился влево (упражнение № 6). Лужа под окном замерзла, стал Язычок кататься на ней (упражнение № 9). А еще во дворе была большая горка (сделать языком «горку»). Стал Язычок на санях с горки кататься! (тыльной стороной щетки водить по «горке» сверху – вниз). Весь в снегу Язычок! Стал он варежками снег с шапки сбивать (упражнение № 8). Почистил Язычок свой комбинезон и пошел домой (упражнение № 1). |