Версия сайта
для слабовидящих

Основные принципы эффективных указаний для ребенка с СДВГ

  чт., 19.10.2023

СДВГ — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что проявляется в двигательной гиперактивности, нарушении внимания и импульсивности. 

Основные принципы эффективных указаний для ребенка с СДВГ

  1. Эффективные указания кратки, понятны и однозначны. Такие указания ребенок способен запомнить, понять и выполнить. Дети с СДВГ часто просто не в состоянии запомнить и выполнить указание, если речь идет о последовательности из нескольких действий.
  2. Эффективные указания должны звучать именно как указание, а не просьба для рассмотрения, вопрос и т.п. Например, указание типа «Не мог бы ты ...?» ребенок может воспринимать как необязательное, оставленное на его усмотрение.
  3. Эффективное указание дается ребенку так, чтобы ребенок действительно его услышал. Нужно подойти, встать перед ним, убедиться, что он обратил на вас внимание и слушает, и только тогда давать указание.
  4. Эффективное указание направляет ребенка к желательному поведению и произносится в утвердительной форме, акцент ставится не на том поведении, которое нужно прекратить, а на желаемом действии. Вместо «Не разговаривай с пищей во рту» — «Сначала прожуй, а потом говори».
  5. Эффективное указание произносится один раз (максимум два), если ребенок не начинает его выполнять, следуют четкие действия родителей. Подойти к ребенку и четко повторить указание, глядя глаза в глаза, утвердительным тоном.
  6. Эффективным указаниям часто должен предшествовать «предупредительный сигнал» — например: «Тебе осталось играть 5 минут» — для детей с СДВГ это особенно важно в силу трудностей с переходом от одной деятельности к другой.
  7. Эффективные указания, выполняемые немедленно, сопровождаются поощрением, а не выполняемые — негативными последствиями.
  8. Эффективные указания справедливы, уместны и не являются ни унижением ребенка, ни проявлением тотального контроля.

Существуют конкретные пути построения хороших взаимоотношений:

  • Ежедневное личное приветствие ребенка. Использование разных возможностей для общения, например, во время перерыва можно подойти к ребенку и спросить: «Как настроение? Как прошли выходные?» и т.п.;
  • невербальные выражения хорошего отношения, например, можно слегка погладить по плечу за успешное выполнение задания и т.п.;
  • внимательность к ребенку, доброжелательность, поддержка, внимание к успехам ребенка (в том числе, и перед классом), его положительным качествам, способностям;
  • избегание унизительной критики, некорректных форм высказывания замечаний и т.п.;
  • эмоциональное, интересное проведение уроков с привлечением детей, их активным участием в уроке, поощрением сотрудничества.

Подготовила: педагог-психолог, Леоненко Людмила Геннадьевна


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: