Основные принципы эффективных указаний для ребенка с СДВГ
чт., 19.10.2023
СДВГ — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что проявляется в двигательной гиперактивности, нарушении внимания и импульсивности.
Основные принципы эффективных указаний для ребенка с СДВГ
- Эффективные указания кратки, понятны и однозначны. Такие указания ребенок способен запомнить, понять и выполнить. Дети с СДВГ часто просто не в состоянии запомнить и выполнить указание, если речь идет о последовательности из нескольких действий.
- Эффективные указания должны звучать именно как указание, а не просьба для рассмотрения, вопрос и т.п. Например, указание типа «Не мог бы ты ...?» ребенок может воспринимать как необязательное, оставленное на его усмотрение.
- Эффективное указание дается ребенку так, чтобы ребенок действительно его услышал. Нужно подойти, встать перед ним, убедиться, что он обратил на вас внимание и слушает, и только тогда давать указание.
- Эффективное указание направляет ребенка к желательному поведению и произносится в утвердительной форме, акцент ставится не на том поведении, которое нужно прекратить, а на желаемом действии. Вместо «Не разговаривай с пищей во рту» — «Сначала прожуй, а потом говори».
- Эффективное указание произносится один раз (максимум два), если ребенок не начинает его выполнять, следуют четкие действия родителей. Подойти к ребенку и четко повторить указание, глядя глаза в глаза, утвердительным тоном.
- Эффективным указаниям часто должен предшествовать «предупредительный сигнал» — например: «Тебе осталось играть 5 минут» — для детей с СДВГ это особенно важно в силу трудностей с переходом от одной деятельности к другой.
- Эффективные указания, выполняемые немедленно, сопровождаются поощрением, а не выполняемые — негативными последствиями.
- Эффективные указания справедливы, уместны и не являются ни унижением ребенка, ни проявлением тотального контроля.
Существуют конкретные пути построения хороших взаимоотношений:
- Ежедневное личное приветствие ребенка. Использование разных возможностей для общения, например, во время перерыва можно подойти к ребенку и спросить: «Как настроение? Как прошли выходные?» и т.п.;
- невербальные выражения хорошего отношения, например, можно слегка погладить по плечу за успешное выполнение задания и т.п.;
- внимательность к ребенку, доброжелательность, поддержка, внимание к успехам ребенка (в том числе, и перед классом), его положительным качествам, способностям;
- избегание унизительной критики, некорректных форм высказывания замечаний и т.п.;
- эмоциональное, интересное проведение уроков с привлечением детей, их активным участием в уроке, поощрением сотрудничества.
Подготовила: педагог-психолог, Леоненко Людмила Геннадьевна
|