Версия сайта
для слабовидящих

Развитие психических процессов детей 3-4 лет

  пн., 13.02.2023

Развитие психических процессов детей 3-4 лет

     Восприятие. Ведущей познавательной функцией в этом возрасте является вос­приятие. Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от дру­гих. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные каче­ства, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способ­ность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном .

       Внимание. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика.  В этом возрасте сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы пере­ключить его внимание с объекта на объект, часто требуется не­однократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребе­нок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его ус­тойчивость зависит от характера деятельности.

         Память. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памя­ти два объекта, к концу года — до четырех объектов . Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоми­нается то, что было связано с собственным движением.

     Мышление. Дети 3-4 лет могут срав­нивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое). На четвертом году жизни дети несколько чаше, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований.

      Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребен­ка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действо­вать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать са­мостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают форми­роваться и проявляться.

      Речь. Речь детей в основном продолжает оставаться ситуатив­ной и диалогической, но становится более сложной и разверну­той. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особен­ность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью. Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые пла­ны, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на сло­вах действия, которые опускает в реальности.

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

В общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка

Ведущая деятельность

Игровая, партнерская со взрослым, сверстник малоинтересен

Ведущая функция

Восприятие

Восприятие

Цвета(Красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый)

Формы (Шар - круг, куб - квадрат, треугольник)

Величины(Большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый – тонкий)

Пространства(Далеко - близко, высоко – низко)

Эмоционального состояния (Радость, грусть, гнев)

Внимание

Непроизвольное, быстро переключается с одной деятельности на другую

Объем — 4 предмета.

Устойчивость —5- 10 минут.

Память

Непроизвольное, преобладает узнавание, а не запоминание

Кратковременная

Объем — 4–5 предметов

Мышление

 Переход от наглядно-действенного к наглядно -  образному (переход к действию с образами предметами –заместителями, картинки)

Воображение

Репродуктивное (воссоздание знакомого образа ((нарисуй солнышко, скатай шарик))

С элементами творческого (дорисовывание, аппликация, исполь. предметов – заместителей)

Новообразования

 Усвоение первичных нравственных норм.

 Самооценка.

 Появление элементов партнерского общения.

Подготовила: педагог-психолог, Леоненко Л.Г.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: