Признаки тревожности:
К особенностям тревожного ребенка относятся следующие поведенческие факторы:
1. Ребенок не может долго держать внимание на чем-либо, плохо сосредотачивается.
2. Любая задача вызывает беспричинное беспокойство, напряжение и/или скованность.
3. Ребенок краснеет и смущается в незнакомой или непривычной обстановке.
4. Малыш часто говорит о напряженных ситуациях, жалуется на ночные кошмары.
5. Часто холодные и влажные руки. Отмечается потливость в нежаркие дни.
6. Имеются проблемы с аппетитом.
7. Отмечается беспокойный сон. Ребенок испытывает сложности с засыпанием, отказывается спать без света, просит родителей спать с ним.
8. Часто пугается, многое вызывает у ребенка страх.
9. Часто расстраивается, не может сдержать слезы.
10. Не любит браться за новое дело, не уверен в себе и своих силах.
11. Боится трудностей.
Памятка для воспитателей.
Не привлекать тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера;
б) Не подгонять тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давать им возможность действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем остальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т. д.);
в) Хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения;
г) Не заставлять ребенка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники);
д) Использовать в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им;
е) Закрепить за ребенком постоянное место за столом, кроватку;
ж) Попросить ребенка быть помощником воспитателю, если малыш не отходит от него ни на шаг.
Памятка для родителей.
У родителей тревожных детей тоже часто бывает повышенный уровень тревожности. Иногда это состояние взрослого невольно передается детям. Например, как показывает практика, у тревожно-мнительных матерей, чрезмерно опасающихся за здоровье своего ребенка, дети в большей степени подвержены заболеваниям.
Тревожный ребенок особенно нуждается в безусловной любви родителей, в ласке и внимательном отношении.
- Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка.
- Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
- Не унижайте ребенка, наказывая его.
- Подготовила: Леоненко Л.Г., педагог-психолог.