Часто различные трудности при обучении чтению и письму объясняются несформированным фонематическим слухом. А что же такое фонематический слух и надо ли его формировать?
Всё множество звуков, которые нас окружают, можно разделить на неречевые и речевые звуки. И с первых дней жизни ребёнок знакомится со звуками окружающего мира, которые формируются вместе с образом предмета. Хлопнула дверь — звук связывается с дверью, и в следующий раз, услышав такой звук, ребёнок воссоздаёт образ двери и понимает, что это хлопнула дверь. Складывается определённая ассоциация. Услышав, как мурлыкает кошка, мы ассоциируем этот звук с кошкой и запоминаем данную связь.
Если же мы слышим слово, то оно воспринимается как одно целое — название предмета, действия, признака. Слово создаёт определённый образ, который появляется в голове, когда мы слышим это слово.
Когда же надо записать слово, нам необходимо разложить его на составляющие — буквы. Чтобы ребёнок смог разложить слово на составляющие, его фонематический слух должен быть достаточно развит. На занятии мы используем упражнения: найди слова со звуком, например [Б] и [Б'], выделяя соответствующим цветов слова, с данными звуками.
Подготовила новость Тимофеева А. А.