Версия сайта
для слабовидящих

Игры на развитие слоговой структуры

  ср., 17.01.2024

Игры на развитие слоговой структуры

Проблема коррекции слоговой структуры слова является одной из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.

Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Для того, чтобы помощь этим детям была максимально эффективной, необходимы ранняя диагностика и соответствующая коррекционная работа. Для становления слоговой структуры слова необходимо наличие определенного уровня сформированности ряда неречевых процессов, а именно,  оптико-пространственная ориентация,  темпо-ритмической организации движений и действий, а так же возможностей построения двигательных серий.

Развитие ритмической способности находится в тесной связи с формированием пространственно – временных представлений. Каждое движение осуществляется в системе пространственных координат, обеспечивается определенным уровнем развития зрительно-моторной координации и оптико-пространственных связей.

Неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

Определяющим принципом построения этапов коррекционного воздействия является учет обязательного опережающего формирования базовых предпосылок с их последующим параллельным совершенствованием в процессе работы над восприятием и воспроизведением слов различной слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи.

На наших занятиях мы используем такие упражнения:

Упражнение 1: Перед ребенком на столе находятся две игрушки, например [рис.1]: рыба и собака. Педагог поочередно берет игрушки и показывает соответствующий определенному персонажу темп и характер передвижения (например, рыба - медленно, собака - быстро). Ребенку нужно воспроизвести заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного животного, а затем ответить на вопросы.

Вопросы педагога: «Скажи, как двигается собака? рыба? Кто двигается быстрее? Кто двигается медленнее?». И др.

Упражнение 2. Перед ребёнком чередующиеся животные или растения [рис.2, 3]. Ребёнку необходимо: хлопнуть в ладоши, когда он увидит кошку кактус,  топнуть ногой, когда увидит рыбу цветок. В зависимости от здания, животные и предметы меняются, ребёнок выбирает сам, какие предметы будут участвовать в задании.

Упражнение 3. Сидит – лежит. [рис. 1, 2] Ребенку предлагается выложить  по образцу ряд животных и рыб  с чередованием. Каждой фигуре соответствует движение: кот - хлопок с широкой амплитудой, рыба– легкий хлопок. Задание усложняется,  сначала ребенок воспроизводит ряд движений, используя зрительный образ , затем по памяти, без зрительной опоры.

Сформированная слоговая структура слова способствует успешному овладению грамматическим строем речи, усвоению звукового анализа, письма, чтения.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: