Мы сегодня отмечаем
праздник важный для страны.
В День Победы всем желаем,
чтобы не было войны!
День Победы – один из важных праздников нашей страны. Это память о нашем прошлом, благодаря которому, мы свободны, счастливы, имеем возможность жить под мирным небом.
День Победы один из самых почитаемых праздников в нашей стране. Мы по-прежнему помним какой ценой досталась победа нашему народу! Нельзя, чтобы наши дети забывали об этом.
|
Фразеологические обороты в работе с детьми с ТНР.чт., 18.10.2018Осколкова Л.А., учитель-логопед МАДОУ ЦРР – д/с № 50 г. Тюмени Фразеологические обороты делают нашу речь яркой, эмоционально окрашенной. Так выражение «делать из мухи слона» означает «сильно преувеличивать или придавать чему-нибудь незначительному большое значение», а «грести деньги лопатой» — «много получать, зарабатывать, наживать. Но именно использование таких оборотов придаёт нашей речи яркость, убедительность, выразительность и эмоциональную окраску. Дидактические игры и упражнения: 1.Подбор картинок или иллюстраций к образным выражениям. Детям предлагается определить и назвать, какие выражения могут быть связаны с этими картинками. (Нос, комар, язык) 2.Подбор конкретных жизненных ситуаций, к которым можно отнести данную пословицу или поговорку — «Семейные истории», «Придумай рассказ с фразеологизмами». Этот вид работы можно проводить совместно с воспитателями группы, создавая альбом или журнал «Семейные истории нашей группы». 3.«Закончи пословицу, поговорку…» («Без труда не вытащишь …») 4.«Исправь ошибку» («Два сапога — тара») 5.Подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам «Слова-приятели», «Слова-неприятели» 6.«Расскажи о животном». Детям предлагается назвать какое выражение связано с этим животным лиса- хитрая, еж — колючий, «Трусливый как заяц, а смелый как лев». 7«Кто больше?» Детям предлагается назвать как можно больше необычных выражений. 8.«Найди фразеологизм в сказке» 9.Дидактическое упражнение «Спроси у мамы, папы…» Далее следует один из вариантов работы над фразеологизмами на материале викторины «В начале было слово…»
«КАША В ГОЛОВЕ» Значение: Путаница, неразбериха, отсутствие ясности и четкости в мыслях. Ничего я не пойму: Что? К чему? И почему? Мыслей в голове — сто две… Вот так каша в голове!
«МОЛОТЬ ЧЕПУХУ» Значение: «Молоть чепуху» — значит говорить что-то неправильное, глупое, бессмысленное. Так говорят, когда человек рассуждает о том, чего сам не знает. Что за шум, что за гром Раздается в поле? – Целый день Тит с Петром Чепуху мололи! Намололи три мешка… Вот такая чепуха!
«РАЗВОДИТЬ ТАРЫ-БАРЫ» Значение: Тары-бары — пустые разговоры, болтовня. Вспомните просторечные слова «тараторить», «тарабанить». «Разводить тары-бары» — значит болтать пустяки, заниматься пустыми разговорами. Две подружки, две Тамары Разводили тары-бары. Что за тары? Что за бары? Не поймет никак родня. Эти тары, эти бары – Это просто болтовня!
«СМЕШИНКА В РОТ ПОПАЛА» Значение: Говорят тогда, когда человек не может удержаться от смеха. В стране Хохотания Жили смеянцы Любили смеянцы веселье и танцы, И просто смеяться любили смеянцы. Пусть слово не ново и шутка стара, – Смеяться готовы они до утра.
Народная игра «СМЕШИНКА» Активизировать производные наименования предметов. Соотносит движение и производный глагол. Каждому играющему дают какое-нибудь смешное имя, например: перо, береста, чернильница, книга, азбука, словарь и. т.д. Затем водящий обходит всех по очереди и задает им различные вопросы, на которые те должны ответить именем, какое им дано. Например: — Ты кто? — Перо — Кто твой брат? — Словарь? — Что ты сегодня ел на завтрак? — Бересту. И так далее. (Вопросы относятся к разным детям). Кто засмеется — платит фант. В конце фанты разыгрываются. Даются шуточные задания: прокукарекай три раза, похлопай крыльями как ворона, прошагай как гусыня и т. п.
«СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ — НЕ ПОЙМАЕШЬ!» Значение: Эта пословица учит нас тому, что надо отвечать за свои слова, бережно и вдумчиво к ним относиться. Не торопиться что-то говорить, а сначала подумать, потом отвечать. Так обо мне твердит молва: Я вспыльчивый! Я пылкий! Хочу молчать — летят слова, Как пробка из бутылки. Совет недавно мне дала Одна девчонка в школе: —Когда закусишь удила, Вспылишь помимо воли, Чтоб поскорей в себя прийти, Считай в уме до десяти. Попал я в дедушку мячом И закричал: — А я причем? Но, досчитав до десяти, Сказал: — Ну, дедушка, прости.
«ЧЕСАТЬ ЯЗЫКОМ» Значение: Пустые разговоры, болтовня, так говорят, когда сплетничают. Тараторила Сорока: — Зла Гадюка и жестока. И её детёныши – Сущие гадёныши. — Перестань чесать язык, - Ей в ответ сказал Кулик. И воскликнула Сова: — Ты, Сорока, не права. Знать должна любая птица, Что злословить не годится.
Скажи правильно и быстро. (Скороговорки с отработкой звуков). Пять котят пить хотят. Дядя Дима иди мимо. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
«ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ» Значение: Говорится о том, кто не в меру болтлив. Когда я взрослым стану, Я все позволю сыну: Руками есть сметану. И прыгать мне на спину. Валяться на диване, На стенке рисовать, Жука хранить в кармане, Лица не умывать, Кричать, По лужам бегать, Спилить у стула ножки, Не спать и не обедать, Скакать верхом на кошке. Крутить в часах пружину, Пить воду из-под крана. Я все позволю сыну, Когда я взрослым стану!
Исправь ошибку и назови нужное слово. Черный мел Старый малыш Твердая вата Горячий снег Молодой старичок В результате такой комплексной работы у детей в значительной мере улучшается понимание фразеологических оборотов, обогащается словарный запас, речь становится более яркой, образной и выразительной. |