Слухоречевая память – это один из важнейших видов памяти, который отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Такой памятью обладает любой человек, а вот объем у всех разный. У детей с тяжелым нарушением речи слухоречевая память значительно снижена. Ребятам требуется многократное повторение слов, чтобы они их запомнили и воспроизвели.
На логопедических занятиях, используя дидактические игры на развитие слухоречевой памяти, параллельно ведется работа над словообразованием и построением фраз.
Например, в игре «Накорми меня», ребенку предлагается целая инструкция: «Накорми Таню, сначала бананом, потом клубникой». После выполнения задания, предложить ребенку рассказать о своих действиях. Если малыш легко справляется с инструкцией, можно усложнить, например: «Накорми Таню морковкой и грушей, а Петю ананасом и апельсином». Обязательно попросите ребенка прокомментировать свои действия. Так у ребенка в игровой форме идет формирование фразовой речи.
Аналогично проходит встреча с героями русской народной сказки «Репка», где ребенку предлагается, согласно инструкции взрослого, накормить бабу, деду, Таню, кису определенными фруктами. После выполнения инструкции малыш самостоятельно, с большим удовольствием рассказывает, кого он кормил и чем.
Большой интерес ребята проявляют к игре «Кафе». Взрослый делает заказ: «Сделайте мне пожалуйста бутерброд с сыром и колбасой и принесите апельсиновый сок». Ребенок выполняет заказ и озвучивает взрослому, что он приготовил и принес.
В дидактической игре «Транспорт», дети не только развивают память и речь, но и закрепляют цвета. Например, взрослый предлагает ребенку поставить красный автобус на зеленый квадратик, а оранжевый самолетик на синий. После выполнения словесной инструкции обязательно спросите ребенка, что он сделал. Инструкцию можно усложнить, например: «Поставь зеленый трактор не на синий, не на зеленый и не на красный квадратик».
Увлекательно проходит игра «Позвони в колокольчик», где также ребенку дается словесная инструкция, после выполнения которой он озвучивает свои последовательные действия.
Таким образом мы параллельно развиваем слухоречевую память и формируем грамотную фразовую речь. Одним словом, хорошая память – залог красивой правильной речи.
Информацию предоставила учитель-логопед Мачтанова Н.А.