Ох, уж эти предлоги!
пт., 19.05.2023
Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для развития и уточнения пространственных представлений и предупреждения аграмматизмов.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке). неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака). неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).
Игры
Тема: предлог (С)
- Игра с мячом. С чем пьют чай? (С вареньем). С чем пекут пироги? (С мясом). С кем ты дружишь? (С Колей).
- Игра «День рождения». Что ты приготовишь для гостей? (Бутерброды – с сыром, торт – с кремом, пирожки – с капустой, кекс – с орешками.)
- Игра «Дружные ребята». Дети стоят в кругу и передают друг другу игрушку со словами: я буду играть с Таней, с Машей, с Димой.
- «Что с чем?» Каша – с маслом, чай – с лимоном, коробка – с конфетами, чашка – с блюдцем, куртка – с капюшоном, пакет – с молоком.
- «Найди ошибку» (внимание к окончаниям слов). Мама с дочка пошла гулять. Кошка с котёнок лакают молоко. Бабушка принесла сумку с продукты.
Тема: предлог (НА)
- Игра «На чём можно ездить?» с мячом. Лексическая тема «Транспорт». Можно ездить на … (машине, поезде, велосипеде,…)
- Игра «Что на чём?» с предметными картинками. (Стол, книга; крыша, кошка; листок, дерево).
- Игра «Что – куда» по демонстрации действия. Что куда положили? (Книгу – на стол; карандаш – на стакан; цветок – на ладошку.)
- Игра «Где – что» по картинкам. Где сидит жучок? (Жучок сидит на ромашке) где висит картина? (Картина висит на стене).
- Игра «Украсим комнату». Куда поставим вазу с цветами?
Загадки
«С хозяином дружила, домик сторожила, живёт под крылечком, хвостик колечком»
1. Кто это? (Собака) («Приходит» игрушечная собачка.) 2. С кем живёт собачка? (С хозяином) 3. У кого из вас есть собачка? Значит, с кем из вас живут собачки? (С Таней, с Димой) 4. Где жила собачка в нашей загадке? (Под крылечком) 5. Где ещё могут жить собачки? (В конуре, в будке, в доме) 6. Где живут ваши собачки? (В доме, в квартире, в комнате) 7. Где ваши собачки любят спать? (На диване, на коврике) 8. Куда мы уложим спать нашу собачку? (На коврик) 9. Возьмите листочки бумаги и нарисуйте коврик для собачки.
Физминутки
«Чайки летают».
Взрослый даёт инструкцию, дети изображают чаек.
– Чайки полетели к окну, чайки полетели на коврик, чайки залетели в домик, чайки прилетели под дерево, чайки полетели над морем.
Материал подготовила учитель-логопед Жайворонок О. Б.
|