Дети любят сортировать различные предметы. На этом принципе основаны разные игрушки, далеко не все из которых являются сортерами. Когда малыш собирает из кружочков с дырочками пирамидку, это тоже сортировка. И сборка нескольких куколок в матрешку – тоже.
Если все прочие игрушки с элементами сортировки допускают неправильное решение (собрать пирамидку можно в произвольном порядке, а в матрешке пропустить несколько куколок и уложить сразу наименьшую в наибольшую), то сортер можно собрать исключительно правильным путем. И ребенок этот путь обязательно находит и поступает правильно.
Немного истории.
Придуманы сортеры были в самом начале 20 века в Италии, где известный педагог Мария Монтессори разработала первые игрушки, основанные на принципах сортировки различных предметов. Это были почтовые ящики, в которые через специальные прорези надо было поместить письма различных форм.
Аналогичные сортерам приспособления в виде рамок и вкладышей применили в своей практике и известные российские педагоги Никитины, активно занимавшиеся методикой раннего развития детей.
Компания Fisher Price выпустила в 30-х годах первый серийный сортер с деревянными элементами. Позднее эта же компания освоила пластмассовые сортеры.
Чем полезен сортер.
Сортеры для детей – это прежде всего увлекательное занятие, которым ребенок с удовольствием занимается и не требует помощи родителей. Но если посмотреть на эти игрушки с точки зрения психологов, то обнаруживается, что они являются развивающими и прививают множество полезных навыков и процессов психики: ребенок получает возможность осваивать такие важнейшие понятия, как «разный или одинаковый», понимает, правильно или неправильно он поступает, подходит ли элемент игрушки к отверстию или нет; получает основы сравнения, учится делать простейший анализ и классифицировать предметы; развивает тактильную чувствительность пальцев и кистей рук, что способствует более быстрому и правильному развитию речи.
Игра с сортером развивает координацию движений и глазомер.
Поскольку неправильный результат невозможен, успех, достигнутый в игре, обеспечивает положительную самооценку ребенка.
Игра требует усидчивости и внимания, развивая эти свойства у ребенка.
Как правило, сортеры представляют собой интересные для малышей игрушки, а вкладыши к ним имеют дополнительный смысл. Если стимулировать работу двумя руками, расширится нейронагрузка.
Репортаж подготовила учитель-логопед Осколкова Л.А.