Версия сайта
для слабовидящих

Секреты трудных звуков

  ср., 20.09.2023

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.

Поставленный звук еще очень хрупкий, без подкрепления может быстро разрушиться. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.

Выработка самоконтроля поставленных звуков в свободной речи вызывает у большинства дошкольников особую трудность. Это связано с дополнительной нагрузкой на нервную систему ребёнка. То есть ребёнку необходимо контролировать произнесение каждого звука, слога, слова, предложения, для того чтобы «сломать» старый стереотип произнесения звука, привыкнуть новому артикуляционному укладу.

На этапе автоматизации звука в свободной речи ребёнок очень нуждается в помощи родителей.

Для того чтобы довести до автоматизма произношение новых для ребёнка звуков требуется несколько месяцев упорной работы, а иногда весь учебный год. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день.

Автоматизация поставленного звука осуществляется по принципу от простого к сложному и проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; автоматизация звука в разговорной речи.

Игры для автоматизации в домашних условиях:

 «Колечки»

Называем автоматизируемый слог и соединяем большой палец с каждым последующим пальцем, заканчивая мизинцем: РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. Затем в обратном порядке.

«Слоговая лесенка»

 

Лесенка нарисована на листе бумаги или выстроена из любого конструктора (пять ступенек). Взрослый называет слог с «трудным» звуком, а ребёнок правильно повторяет и передвигает любую маленькую фигурку или просто шагает пальчиками по ступенькам.

«Посмотри вокруг»

Играть можно, когда вы идете домой с ребенком из детского сада, прогулки и т.д.

- Посмотри вокруг, найди и назови слова, в названии которых есть звук…, называете тот звук, который в данный момент находиться в стадии автоматизации. Можно сначала взрослому найти и назвать несколько слов – предметов, чтобы ребенку было интереснее играть с вами, ведь мама или папа тоже ищет слова вместе с ним.

«Один — много»

Взрослый называет слова с заданным звуком, а ребенок, должен четко произнося изучаемый звук, назвать данные слова во множественном числе. Закрепляем звук в речи, совершенствуем грамматический строй речи, внимание.

«Назови со звуком…»

Подумай и назови с заданным звуком слова, которые обозначают: посуду, одежду, животных и т.д. Данная игра способствует закреплению сложного звука, а также формированию фонематического восприятие, активизации словаря по лексическим темам.

 «Запомни и повтори»

Данная игра проводится на основе слуховой памяти. Взрослый называет слово с автоматизируемым звуком (каждый раз новое), а ребёнок повторяет все слова, начиная с первого. Взрослый не забывает следить за «трудным» звуком. Взрослый: «Рак». Ребёнок: «Рак». Взрослый: «Рыба». Ребёнок: «Рак, рыба» и т.д. Можно одновременно собирать пирамидку, бусы, строить дорожку, цепочку, прицеплять прищепки, шагать или «прыгать по кочкам» и проговаривать цепочку слов.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: