Версия сайта
для слабовидящих

Расширяем словарь глаголов

  пн., 05.02.2024

Расширение словаря глаголов

Глагол – основа речи, ведь он обозначает действие, движение! Предлагаю Вашему вниманию игры и упражнения на расширение глагольного словаря ребенка.

Игра «Подскажи словечко»

Взрослый задает детям вопрос, дети отвечают полным предложением.

Есть всего один ответ.

Кто – то знает, кто – то - нет.

Ворона каркает, а сорока … (стрекочет)

Сова летает, а кролик … (прыгает)

Свинья хрюкает, а овца… (блеет)

Птица летает, а рыба…? (плавает)

Утка – крякает, лягушка -... (квакает)

Лев рычит, а корова ... (мычит)

Кошка мяукает, поросенок ...(хрюкает)

 Козленок мекает, а петух ... (кукарекает).


«Кто чем занимается?»

Взрослый предлагает детям назвать действия, которые выполняет человек определенной профессии.

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует, врач -…, учитель-…, продавец-…,пекарь-…, парикмахер-…, воспитатель-…, водитель-…,маляр-…, дрессировщик-…, пожарный-…,летчик-… и т.д.

Ребенок называет действия людей.

«Что происходит в природе»

Человек легко находит,

Что в природе происходит.

Солнце (что делает?) – светит, греет…

Ручьи (что делают?) – бегут, журчат…

Снег (что делает?) – падает, кружится, тает…

Дождь ( что делает?) – идет, льет, шумит, капает…

Море (что делает?) – шумит, пенится, бушует.

 

«Расскажу вам о делах…»

Взрослый  рассказывает детям шуточное стихотворение о делах, которые сделал сегодня ребенок:

Расскажу я вам, друзья,

Что сегодня делал я:

Прыгал, бегал и смеялся,

Пел, кричал и баловался.

Очень долго я шалил:

Стул сломал и суп пролил.

Испугался я, устал и совсем послушным стал...

Детям предлагается назвать слова — названия действий, которые они запомнили, прослушав стихотворение.

«Скажи иначе»

Описание игры: Дети приглашаются в гости к котенку. Интересно, чем он сейчас занят.

« Котенок смотрит». Воспитатель  предлагает подумать, как можно иначе назвать это действие: «Смотрит — глядит — наблюдает».

ЛАКАЕТ – ПЬЕТ

ЛЕЖИТ — ОТДЫХАЕТ

ПРЫГАЕТ – СКАЧЕТ

«Грустный и веселый»

Воспитатель знакомит детей с двумя клоунами. У клоунов необычные имена. Одного зовут «Веселый», а другого —  «Грустный». Педагог предлагает малышам определить, кто из клоунов Веселый, а кто Грустный

Воспитатель спрашивает: Что всегда делает Веселый? Дети отвечают, что Веселый веселится, смеется, радуется, хохочет, шутит, забавляется.

 - А что делает Грустный? -  унывает, грустит, огорчается, скучает, печалится, расстраивается.

 Воспитатель  просит детей ответить, что делают они сами, когда вокруг них радость. Дети отвечают: Мы радуемся. (Веселье — веселимся; смех — смеемся; хохот — хохочем; грусть — грустим; скука — скучаем;  печаль — печалимся и т.д.)

 «Назови лишнее слово»

Взрослый называет ряд слов  и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.

«Думать, ехать, размышлять, соображать».

«Бросился, ринулся, накинулся, слушал».

«Ненавидеть, презирать, наказывать».

«Приехал, прибежал, укатился, приплыл».

«Выбежал, вошел, вылетел, выскочил».

«Налил, насорил, вылил».

«Подбежал, вошел, подошел».

 «Выбери из трех слов два слова – «неприятеля»

-давать, продавать, отдавать

-поднимать, опускать, брать.

-покупать, продавать, отдавать

-говорить, идти, молчать и т. д.


Закончить предложение и назвать слова – «неприятели»

Продавец продает, а покупатель…

Друзья часто ссорятся, но легко …

Легко заболеть, но трудно…

Воспитатель спрашивает, а дети…

Сначала гостей встречают, а потом…

При встрече здороваются, а при расставании…

Вечером ложатся в кровать, а утром… и т. д.

Подготовила: учитель-логопед Бадрызлова С.С.

 

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: