Упражнения для развития слухоречевой памяти
Слухоречевая память – это процесс запоминания и воспроизведения речевого материала (звуков, слогов, слов). Развитие слухоречевой памяти является одним из важных аспектов в развитии ребенка, так как вся его дальнейшая жизнь будет связана с запоминанием большого потока информации, часто воспринимаемой на слух. Родители в домашних условиях могут развивать слухоречевую память, играя с ребенком в простые игры, не требующие особой подготовки.
Игра «Запоминай и выполняй»
Ребенку предлагается запомнить и выполнить несколько простых действий:
«Встань, подойди к полке, возьми собачку и зайчика. Собачку поставь на стол, а
зайчика - на большой стул»
Желательно, чтобы ребенок проговаривал совершаемые действия вслух.
Игра «Вспомни пару»
Взрослый называет ребенку слова парами, связанные друг с другом по смыслу и просит постараться запомнить: НОЧЬ - ЛУНА, МЫШЬ-СЫР, ПЕНАЛ - РУЧКА, КРОВАТЬ - ПОДУШКА. Затем называет только 1-ое слово пары. Ребенку необходимо вспомнить второе слово каждой пары: ночь - ?, мышь - ? и т.д.
Игра «Восстанови пропущенное слово»
Ребенку зачитываются 5 – 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова,
стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова.
Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать
пропущенное слово.
Вариант: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного
семантического поля, например: корова – теленок; близким по звучанию, например:
стол – стон); ребенок должен найти ошибку.
Игра «Магазин»
Предлагаем ребенку «отправиться» за покупками: "Представь, что ты идешь в магазин. Я назову тебе список товаров, которые надо купить. Смотри, не забудь!"
Перечисляем именования. Когда ребенок "пришел из магазина", он перечисляет покупки. Для первого раза вполне хватит и трех, потом добавляем.
Игра «Повтори и добавь свое»
Ребенок называет какое – нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это
слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь
предыдущий ряд, добавляя новое слово.
Вариант игры: составление рядов слов из одной обобщающей группы (ягоды,
фрукты, мебель, посуда, одежда, обувь, транспорт, животные и т. п.); из определений к
существительному («Арбуз какой?» – «Зеленый, полосатый, сладкий, круглый,
большой, сочный, тяжелый, спелый и т. п.).
Игра "Кто пришел в гости?"
В этой игре тренировка слухоречевой памяти происходит с опорой на зрительное восприятие. Для игры понадобятся карточки с портретами людей разной внешности. Вместе с ребенком рассматриваем несколько портретов, начать можно с двух-трех, даем им имена, проговариваем детали внешности и одежды. Затем загадываем ребенку, кто придет в гости первым, карточку убираем, и описываем вслух загаданный портрет.
Можно усложнить: придумать, какие блюда, напитки любят гости и т.д.