В современных условиях изучение и формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики.
Чтобы ребенок мог в полном объеме овладеть связной речью, ему необходимо накопить богатый глагольный словарь. Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию и развитию.
В глагольном словаре дошкольников с общим недоразвитием речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др).
Затруднения в подборе глаголов, обозначающих способы передвижения животных (скачет, ползет, летает, плывёт, идет), очень редки.
Также имеется незначительное количество глаголов с приставками, которые чаще всего заменяются бесприставочными глаголами (пришел — шел, перешел – шел, перепрыгнул-прыгнул, поливает-льёт и т.д.).
В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт – идёт, воркует – поёт, чирикает – поёт и др.).
Особенно стойкими являются замены глаголов: куёт – молотит, вяжет – шьёт, гладит утюгом – проводит утюгом, купает – моет.
Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные – с другой, а также выделять оттенки значений. Нарушения актуализации словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает.)
Эти данные свидетельствуют о более значительной несформированности структуры значения глаголов, о невозможности выделить общие признаки при группировке глаголов.
При проведении коррекционной работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.
Формирование глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи следует проводить с учетом факторов формирования лексики по следующим общим направлениям:
— расширение объема словаря глаголов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности;
— уточнение значений слов-действий;
— организация семантических полей лексической системы;
— формирование семантической структуры глагола в единстве основных его компонентов;
— активизация словаря действий, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь;
— развитие синонимии и антонимии глаголов;
— развитие словообразования глаголов.
Одним из наиболее существенных методов изучения структуры слова является объяснение значения слова. При объяснении значения глаголов дети используют особую стратегию. Преобладающим способом является включение глагола в контекст. В дальнейшем дети переходят к определению значения слова через конкретизацию с опорой на основные семантические признаки.
Репортаж подготовила учитель-логопед Осколкова Л.А.