Версия сайта
для слабовидящих

Знакомство со звонкими и глухими согласными

  пт., 10.12.2021

Составитель: учитель –логопед Т.В. Синицкая

 Предлагаю игры и упражнения, которые помогут ребенку развить фонематический слух, научат различать звонкие и глухие согласные, закрепят знания о парных глухих и звонких согласных.

    «Какой звук чаще всего слышим»

 Взрослый читает ребенку стихотворение. Ребенок должен определить, какой звук встречается в нём чаще всего.

З.

Звенит звонок, звонок зовёт,

И Зоя в класс к себе идёт.

 

С.

Слоны умны,

Слоны смирны,

Слоны спокойны и сильны.

 

Б.

Был у бабушки баран,

Бойко бил он в барабан.

 

П.

Петрушка озорник привез

На самый полюс

Пылесос.

  «Раз-два-три – без ошибок повтори»

 Взрослый называет слоги, ребенок повторяет всю цепочку.

ЗА-СА-ЗА; ПО-ПО-БО, ЖУ-ШУ-ЖУ.

      Игра с мячом

 Взрослый называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч взрослому.

  Магазин игрушек

 Взрослый раскладывает на столе игрушки: кукла, зайка, грибок, волчок, танк, барабан.

«Я буду продавцом, а ты покупателем. Подумай, какую игрушку ты хочешь купить. Покупая игрушку, ты должен заплатить за неё буквой, выбрав ту, которая обозначает первый звук в названии игрушки». Также надо объяснить, какой это звук – звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной.

 «Придумай и назови»

 Ребенок должен назвать как можно больше слов на заданный звук.

Например, звук «С»: сон, стол, сын и т.п.

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении звонких и глухих согласных звуков.

Игра «Назови звук» (в кругу с мячом)

Взрослый говорит: «Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук». Например, «молллоко» — «л»; «самолеТ» — «т». В игре принимают участие все дети. Для выделения используются глухие и звонкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый сам называет звук, а ребенок повторяет.

Чтение чистоговорок

Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдохи то две строки на выдох:
«Чок, чок, каблучок, наступил на сучок,
Оторвался, поломался, чок, чок, каблучок».
Чистоговорку читают хором 2 раза, затем 4-5 детей индивидуально.

Игра «Изменилась песенка» (звуки-товарищи «Ж» и «Ш»).

Взрослый: «Вспомните, как жужжит жук («ж~ж-ж). Вот что однажды произошло с жуком: он летел и так громко жужжал, что потерял голос и стал петь не звонко. У него получалась песенка: «Жж-ж-ж-ж-шш-ш-ш» (дети повторяют). Чью песенку пел жук? (Ветра.) Когда я покажу на мальчиков, они будут петь звонкую песенку жука: «Ж-ж-ж-ж»; когда покажу на девочек, они будут петь не звонкую песенку жука: «Ш-ш-ш-ш». (Дети делятся на две группы: мальчики и девочки.  Упражнения повторяется 2 раза.  Дети меняются и игра повторяется.) Когда жук пел звонко, с голосом, то его песенка была похожа на звук «Ж»; когда пел без голоса, песенка была похожа на звук «Ш». Звуки «ж» и «ш» — товарищи. «Ж» произносится с голосом. А «Ш» — без голоса (дети повторяют).
Я научу вас проверять, с голосом или без голоса произносится звук. Подставьте ладошку к горлу и произносите долго «Ж-ж-ж-ж» — горлышко «играет» (кто не ощущает, целесообразно предложить приложить руку к горлу воспитателя). Значит, звук «ж» — звонкий и произносится с голосом. Теперь скажите: «Ш-ш-ш-ш» — горлышко «не играет», этот звук произносится без голоса, он не звонкий.

«Выделяй»

Цель: развивать умение выделять глухой и звонкий звуки из слов, развивать фонематический слух, внимание и память

Оборудование: 8 больших карточек, 64 маленькие карточки с изображением предметных картинок.

Ход игры: дети берут себе по большой карточке и решают, что будут ориентироваться на звонкий (глухой) согласный звук в начале словаВзрослый показывает по одной картинке и спрашивает«Кому она подходит?» дети выкладывают картинки, которые начинаются, например, с глухого согласного [С]. Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки на своей большой карточке.

Взрослый: На большую карточку с желтым прямоугольником в середине мы должны собрать картинки, в которых слова начинаются со звонкого согласного звука. На большие карточки с сиреневым прямоугольником – картинки, если в слове глухой согласный звук находится в начале слова.

 «Утки и окуни»

1. Взрослый учит детей узнавать звонкие и глухие согласные: «По­ложите руку на горлышко и скажите: [М]. Чувствуете, как горлышко дрожит? А дрожит оно, потому что звук [М] - звонкий. Он состоит не только из шума, но и из голоса. Голос и заставляет дрожать горлышко.

Снова положите руку на горлышко и скажите: [с]. Горлышко не дрожит. В звуке [с] нет голоса, а есть только шум. Это звук без­голосый, или глухой».

2. Ведущий просит детей определить, есть ли голос у звуков: [Н], [Х], [Ж], [Ч] ([н] - звонкий, [х] глухой, [ж] - звонкий, [ч'] - глухой).

«Глухой - звонкий»

Ведущий называет согласный звук. Если звук звонкий, дети громко хлопают в ладоши, если глухой - беззвучно дотрагиваются одной ладошкой до другой.

Успехов и творчества!

 

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: