Версия сайта
для слабовидящих

Куклотерапия в помощь педагогам и родителям

  чт., 18.10.2018

Подготовила: учитель-логопед Осколкова Л.А.

В психокоррекционной и логопедической работе с детьми, имеющими нарушение в развитии, наиболее эффективным методом является куклотерапия.

Куклотерапия – это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Куклотерапия позволяет педагогу решать разные коррекционно-воспитательные задачи:

  • Развитие познавательной сферы ребенка.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы.
  • Обогащение представления об окружающем мире.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Активизация и развитие речи.
  • Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
  • Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Использование данного метода даёт весомый эффект в коррекции следующих нарушений:

- различные отклонения в развитии речи;

- эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка;

- тревожность, страхи;

- проблемы в общении.

В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Пальчиковая кукла обеспечивает спонтанное включение ребёнка в игровой процесс. Одевая на руку куклу, малыш «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».

Стоит отметить, что уже с первых занятий ребенок трижды психологически защищен. Во-первых, ширмой, за которой можно спрятать свое смущение, неуверенность и как бы остаться наедине с собой. Во-вторых, ребенок защищен и пальчиковой куклой на руке, которая представляется ему самостоятельной «фигурой» или личностью, способной взять на себя его проблемы, что содействует самовыражению и самопознанию. В-третьих, специфика кукольного театра облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект.

Куклы могут показывать, рассказывать, хвалить, спрашивать, помогать играть в разные дидактические игры.  Куклы не только привлекают внимание детей, и воспитывают культуру поведения, активность, но и помогают в закреплении поставленных звуков (кукла Лягушка, кукла Машенька,  кукла Попугай и др.). Разыгрываются небольшие сценки между ребёнком и куклой. Кукла – Ветерок проводит с детьми дыхательную гимнастику. Есть куклы, которые помогают закреплять грамматические обороты речи (Кукла Солнышко; Куклы Матрёшки; Куклы Домовички ; Кукла Весёлая; Кукла Грустная; Кукла Радуга и многие другие куклы. В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые, веревочные, плоскостные, печаточные куклы, куклы-костюмы. Есть множество способов быстрого изготовления кукол. Для этого можно использовать мячи, спичечные коробки, картонные трубочки, бумагу, пластиковые бутылки, платки, палочки, чулки, перчатки, прищепки, ложки, овощи и т.д. Более прочных кукол делают из папье-маше. Главное – не бояться проявить фантазию.  Самый быстрый и простой способ – изготовление бумажных кукол. Для этого потребуются: листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски, или другие изобразительные средства, ластик, клей, ножницы, нитки, скотч. На маленьком листочке прямоугольной формы нарисуйте куклу. Склейте бумагу в виде цилиндра. При желании сделайте кукле одежду, добавьте необходимые детали, аксессуары. Главное условие – серьезное и бережное отношение к изготовленной кукле, ведь это персонифицированный образ автора. В вашем арсенале могут быть задействованы пальчиковые куклы собственного изготовления. Это персонажи разных сказок: злые (волк, баба-яга), коварные и хитрые (лиса), трусливые (заяц, мышь), неуклюжие и ленивые (медведь), грязнули (поросёнок), драчливые (петух), хвастливые (лягушка), преданные (собака), добрые и ласковые (котёнок), мудрые (змея), смешные и забавные (клоун), а также куклы-человечки (бабушка, дедушка, девочка, мальчик, мама, папа) и ряд других.

При помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них.

В работе можно выделить ряд этапов, которые рекомендую соблюдать родителям и педагогам при создании сказочных историй с ребёнком:

  1. Обдумать проблему, которая выявилась у ребёнка в момент диагностического знакомства с куклой, попытаться понять чувства и переживания ребенка, посмотреть на ситуацию с его точки зрения.
  2. Сформулировать основную идею рассказа. Определить, какие мысли и решения нужно сообщить ребенку.
  3. Содержание рассказа должно быть понятным, а длительность определяться устойчивостью внимания и интересом ребенка.
  4. Начать рассказ с представления героя, который живет в доме, похожем на дом ребёнка, имеет проблемы, сходные с проблемами ребенка. Рассказать о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка.
  5. Кульминация сюжетной цепочки рассказа – описать проблемную ситуацию сказочного героя.
  6. Развязка – в конце истории обязательно подчеркнуть, что герой проявил настойчивость и нашел выход из затруднительного положения, а все его знакомые и родственники очень гордились тем, как он преодолевал временные неудачи и терпеливо шел к победе.
  7. Наблюдать за реакцией ребенка по ходу рассказа: он может потерять интерес, остаться безучастным или, наоборот, «подправлять» рассказ, задавать вопросы, подсказывать, комментировать.

Сочинение историй некоторые специалисты рассматривают как самостоятельное психотерапевтическое направление. Однако сказкотерапия тесно переплетается с куклотерапией, неразделима с ней и является связующим звеном в коррекционной работе с проблемными детьми.

Игры и упражнения, которые можно использовать в сеансах куклотерапии: (Все действия производятся при помощи и от имени куклы)

Назовите слова на заданные звуки. Ведущий произносит звуки, (гласные, согласные). Участники (Куклы) поочередно называют слово, начинающееся с заданного звука.

Придумайте рифму к слову.

Выставлены перевернутые предметные картинки. Ребенок переворачивает картинки, называет предметы. Члены его команды придумывают рифмы к этим словам. (Кошка-мошка, картина-корзина, жучок-паучок и т.д.)

Подберите слово к схеме. (Выставляются варианты схем слов из трех звуков. Обозначение: гласные звуки - красные, твердые звуки -синие, мягкие звуки-зеленые).

Надо подобрать к ним как можно больше слов: «сад, тис, лес, дом, луг. Мох, мех, рис, пес, чай» и т.д.

 Определите место звука в слове. Ведущий предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова, кукла стоит  на правой ножке. В середине—на левой ножке. В конце – на двух ножках». (Лапа, кулак, лыжи, колба, полка, молоко, волосы, осел, лопата, футбол).

 Игра: «Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово– конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком – вагон,

Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

Игра: «Кошка»

Задание: подобрать как можно больше глаголов к существительному.

- Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, кушать, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться,

 отряхиваться, мыться, кувыркаться, плавать)

Задание: подобрать существительное по ассоциации.

Исследователи складывают из пальцев фигурку – кошку.

Кошка:

из пальцев - ...фигурка,

из карамельки, ириски - …конфетка,

из глины, пластилина - …поделка,

из теста - …печенье,

из бумаги -…аппликация,

из плюша, резины, пластмассы -…игрушка, из ниток -…вышивка,

из сказки -…герой.

 Пальчиковая гимнастика.

Маленькие ножки шагают по дорожке,

Топ, топ, топ, топ – шагают по дорожке.

Куколка наша идет по дорожке,

И высоко поднимает ножки.

На одной ноге стоит, во все стороны глядит.

На другую ножку встала, закачалась и упала.

 Лестница противоположностей:

 Поднимаемся по лестнице, называя противоположные по значению слова. 

Горячий – холодный,

Белый – черный,

Быстрый – медленный,

Умный – глупый,

Бежит – стоит,

Кричит – молчит и т.д.

 Продолжить чистоговорку:

 • Ра – ра – ра — начинается …. (игра).

• Ры – ры – ры — нужны куклы… (для игры).

• Ло – ло – ло — нашим куколкам…. (тепло).

• Ши – ши – ши — наши куклы (хороши).

• За – за – за — у куклы… (синие глаза).

• Ла – ла – ла — моя куколка ….(мила).

• Ор – ор – ор — вышли куколки  …. (во двор).

• Лы – лы – лы — наши куколки… (милы)

 Игры с мячом Су-Джок, направленные на развитие умения ориентироваться в пространстве.

Для игры необходим лист бумаги.

Раз-два-три, в правый верхний угол мяч кати!

Раз-два-три, в правый нижний угол мяч кати!

Раз-два-три, в левый верхний угол мяч кати!

Раз-два-три, в левый верхний угол мяч кати!

 Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку.

 Мяч можно перекатывать друг другу в зависимости от количества играющих.

Слова могут содержать определенный звук: нос-слон-носок-коса-аист…

 Упражнение «Один-много».

 Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».  

Эти и другие игры и упражнения помогут не только в решении коррекционно-образовательных задач, но и просто эмоциональному сближению с ребенком.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: