Версия сайта
для слабовидящих

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда в ДОУ

  пт., 21.04.2023

Дыхательная гимнастика

Одной из первостепенных задач в общей системе нормализации произносительной стороны речи детей, является развитие речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Упражнения дыхательной гимнастики, используемые на занятиях логопеда, помогают выработать диафрагмальное дыхание, силу и правильное распределение выдоха.

«Пузырьки». Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка – соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

 

Примеры упражнений:                                                                        

«Фокус». Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

 

   Артикуляционная гимнастика

Для выработки правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, нужных для правильного произношения звуков используется артикуляционная гимнастика. Именно с её помощью вырабатывается сила голоса, его темп и точность. Основная её задача: отработка определенных положений рта, губ, языка. С правильно подобранными упражнениями поставить звук становится проще, артикуляционный уклад формируется быстрее, речевое развитие идет ускоренно.

Примеры упражнений:

1. Открыть рот и подержать открытым (а — а — а — а), закрыть.

2. «Заборчик» — губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

3. «Хоботок» — губы вытянуты вперёд трубочкой.

4. «Лопатка» — широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 секунд.

5. «Иголочка» — рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» — «Иголочка».

6. «Часики» — рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

7. «Качели» — движение языка: нос — подбородок.

Пальчиковая гимнастика

                              «Ежик колкий»

Ёжик, ёжик колкий (Пальцы двух рук сплетены в «замок»).

Покажи иголки (Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы выпрямляются - кисти при этом сложены в «замок»)

Ёжик, ёжик колкий (Движения кистями с выпрямленными пальцами вправо)

Спрячь свои иголки (влево)

Раз, два, три- нет иголок. Посмотри! (Пальцы складываются в «замок»)

 

В работе учителя-логопеда особое место отводится упражнениям на развитие движений пальцами, данный комплекс упражнений именуется пальчиковой гимнастикой. Задания на развитие мелкой моторики являются мощным методом развития детей с речевыми нарушениями. Например:

Пальчиковые игры


                                      «Мячик»

Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку,будто я сметаю крошку.
Я сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.

А теперь последний трюк – мяч летает между рук.

(Движения шарика выполняются в соответствии с текстом).

Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие многих зон головного мозга и в большей степени речевых центров.

 

 

Двигательно – речевые физкультминутки

При появлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания ребенка на занятии используются двигательно – речевые физкультминутки и игровая гимнастика (логопедическая ритмика).

 Например:

Девочки и мальчики, хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики, прыг, прыг, прыг!

Ножками топочут, топ, топ, топ!

Весело хохочут: ха, ха, ха!

Мелкие прыжки — раз, два, три.

Мелкие шажки — раз, два, три.

Вот и вся зарядка — раз, два, три.

Мягкая посадка — раз, два, три.

Посмотрел он вправо, влево.

Приседанья сделал смело.

Пощипал немного пух

И с разбегу в воду плюх!

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения)

  Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:

• Способствует повышению речевой активности;

• Развивает речевые умения и навыки;

• Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;

• Активизирует познавательный интерес;

• Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.

Статью подготовила учитель-логопед Мачтанова Н.А.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: