Версия сайта
для слабовидящих

Технология «Интеллектуальная карта».

  пн., 17.04.2023

Метод интеллект-карт – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются творческие и речевые способности детей, активизируется мышление.

Содержательная часть технологии заключается в следующем. Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

Суть метода интеллект-карт, заключается в том, что вся информация по определенной тематике представляется в виде разноцветных рисунков и символов.

Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа, и информация сохраняется как в виде целостного образа (картинки), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала.

При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями. Метод позволяет охватить изучаемый материал “единым взором”, воспринять его как единое целое. Составление интеллектуальной карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, различного вида шрифтов). Существует несколько правил составления интеллектуальных карт.

Правила составления интеллектуальных карт.

1. При построении интеллектуальной карты лист бумаги располагается горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять и модернизировать.

2. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы).

3. Используя разноцветные ручки, проводятся от центра, из “главной идеи” линии (ветви, ответвления) произвольной формы, каждая из которых выделяется под определенный рассматриваемый ключевой момент основной темы.

4. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей. То есть каждая ветвь подписывается. И для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.

5. Для наиболее полного понимания темы, карту можно детализировать. Для этого нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему “дереву” карты (в этом заключается движение от общего к частному (к деталям): в центре находится общее – тема, а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности). В карту добавляются различные символы и иллюстрации.

6. Ключевые слова писать надо разборчиво, заглавными, печатными буквами.

7. Важные идеи или важные ключевые слова должны записываться более крупным шрифтом. Указанные слова можно подчеркивать и использовать жирное начертание букв.

8. Интеллектуальная карта должна быть обильно снабжена различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а в основном, на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.

Введение интеллект-карт в логопедический процесс помогает решению ряда коррекционно–развивающих, образовательных и воспитательных задач:

- целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей;

- актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;

- закреплять обобщающие понятия;

- упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже;

- упражнять в навыках словообразования (уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные);

- упражнять в практическом усвоении навыков построения предложений разной структуры с постепенным усложнением;

- закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;

- формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений;

- анализировать семантику и способы образования сложных слов;

- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности.

 Учитель - логопед: Любовь Станиславовна Хомякова.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: