Версия сайта
для слабовидящих

Консультация для родителей: «Создание развивающей речевой среды для ребенка младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

  пн., 18.04.2022

 

 «Ясность — главное достоинство речи»

Аристотель

Родители часто встречаются с затруднениями по созданию условий речевого развития в семье. Алексеева М. М., Яшина В. И. определили следующие условия речевого развития:

- создание культурной языковой среды;

- соблюдение требований к речи взрослых;

- организация общения взрослых и детей в разных видах деятельности (в игре, труде, бытовой и учебной деятельности);

- систематическое обучение родной речи в разных формах;

- применение художественной литературы и различных видов искусства (изобразительное, музыка, театр)

Речевая среда, в которой ребенок находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Речевая среда — это не только факт достаточного или недостаточного общения взрослых с ребенком, а комплектация всех обстоятельств, которые сказываются как положительно, так и отрицательно на развитии его речи.

Создание речевой среды: развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.

Создание речевой среды включает в себя:

- постоянный разговор с ребенком;

- единые требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых;

- определенные требования к речи окружающих взрослых;

- постепенное усложнение речевого общения;

- организация специальных речевых игр и упражнений.

Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Таким образом, работу по созданию для ребенка речевой среды ведут как родители, так и педагоги. Кроме этого, для развития речи ребенка необходимо использовать любой подходящий случай. Рассмотрим подробнее компоненты, из которых состоит создание речевой среды.

Постоянное общение с ребенком: постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.) с ребенком обязательно и необходимо. Аналогичную работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч.

При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но от малыша не следует требовать немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.

Примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.

Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Смотри, появилась пенка. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. Аккуратно, не брызгай воду, не облейся. А сейчас давай умоем личико – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.

Сборы на прогулку. Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что на кофте? Кармашки. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку, застегнем пуговки.

На прогулке. Посмотри, какая сегодня погода. Да, снежок идет. Надевай варежки. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это сугроб. В сугробе много снега. Он белый, пушистый! Смотри, снежинки летят. Они маленькие, но очень красивые. Покажи, как много снега. Давай лопаткой соберём снежок, слепим комочки.

Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.

Единые требования к речевому общению с ребенком для всех близких взрослых

Необходимо правильно общаться со своим малышом, создать баланс: с одной стороны, помогать, с другой – создавать ситуации, в которых ребенок будет вынужден пользоваться речью.

Предполагается, что:

- разговаривать с ребенком должны все близкие, которые проводят с ним большую часть времени;

- для организации речевого общения должна использоваться любая возможная ситуация – в быту, во время игр и занятий, походов в магазин или в гости и пр.;

- близкие вместе с логопедом следят за успехами в развитии речи и меняют требования в соответствии с новыми возможностями ребенка.

 

 Консультацию подготовила Кожемякина Ирина Сергеевна, воспитатель.

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: